С 1 ноября 2019 года повышаются штрафы за отсутствие тахографов. Их теперь обязаны использовать владельцы авто максимальной массой свыше 3,5 тонн. Однако, и владельцы большегрузов, уже оснащенных тахографами, могут столкнуться с новыми требованиями проверяющих органов.
В России физически лица, эксплуатирующие автобусы и грузовые автомобили (с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн), обязаны будут установить и использовать тахографы с 1 ноября 2019 года. Закон уже подписан и опубликован, и это не единственное нововведение, предусмотренное законодателем для этой даты.
Расскажем подробнее, что из себя представляет законодательство тахографах, как принято называть Приказ Минтранса №36 о тахографах с изменениями на 2019-2020 год Полное наименование – Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
Тахограф – что это такое?
Определение термина тахограф дано в законе о «О безопасности дорожного движения», принятом еще в 1995 году. С 1 ноября понятие тахографа, как прибора установленного на транспортном средстве (ТС), будет закреплено в ст. 2 ФЗ-196, в котором содержится перечень употребляемых в законе терминов.
Закон определяет данное устройство как техсредство контроля, используемое в целях регистрации информации о скорости и маршруте движения ТС, режиме работ и отдыха водителя, времени управления ТС. Регистрация информации должна производиться непрерывно, без возможности ее корректирования, в целях чего используются определенные устройства, отвечающие установленным в законе требованиям. По сути это самописцы.
В этой же ст. 20 ФЗ-196 установлено, что требования к устройствам устанавливаются Правительством РФ, так же как и категории ТС, для которых оно обязательно. Постановлением Правительства РФ №1213 последнее передало соответствующие полномочия Минтансу РФ. В результате этой цепочки можно выйти на приказ Минтранса 36 о тахографах, как основной нормативно-правовой акт в указанной сфере регулирования, который часто называют «законом о тахографах».
2019 год – законодательная база
Приведем актуальный список нормативно-правовых актов, на который можно ориентироваться при использовании тахографов:
В 2019 году важные изменения в законодательство о тахографах вносились с 1 января 2019 года. Приказ Минтранса 36 с этой даты не меняется, однако приказ №273 установил, что запрещено использовать аналоговые устройства в качестве тахографа, их необходимо заменить на цифровые с модулем СКЗИ. Блок средства криптографической защиты собираемой информации теперь должен обязательно присутствовать на устройстве, так как он хранит информацию в зашифрованном виде и препятствует возможной фальсификации данных.
Кто обязан использовать тахограф?
В соответствии с Приложением №2 к Приказу Минтранса №36, устанавливать устройство нужно на следующие ТС:
Существуют и исключения, установленные в том же Приложении (учебные ТС, автомобили органов, осуществляющих ОРД и т.д.).
Изменения с 1 ноября для физических лиц
Тахограф с 1 ноября 2019 года будет обязателен и для физических лиц. Поправки, вступающие с этой даты в силу, внесены непосредственно в закон «О безопасности дорожного движения». Чтобы лучше разобраться в вопросе, нужно рассматривать изменения в комплексе:
Таким образом, тахограф стал обязателен для физических лиц, эксплуатирующих автомобили следующих видов:
Изменения по размеру штрафов
Штрафы за тахографы с 1 ноября 2019 года повышаются, изменения вносятся в ст. 11.23 КоАП РФ:
Также введены штрафы для ИП – с 15 до 25 тысяч рублей, для организаций – с 25 тысяч до 50.
Приказ Минтранса 36 от 13.02.2013 с изменениями на 2019-2020 год можно скачать здесь.